Ботезат
(Bothezat)
Георгий Александрович

математик, механик, авиаконструктор

7.06.1882 - 1.02.1940 (26.05.1882-19.01.1940)

Страна рождения: Российская империя

Город рождения: Кишинев

Биография: Из дворянской семьи Бессарабской губ. Окончил кишиневское реальное училище (1902), механическое отделение Харьковского технологического института (1902—05). В 1905—07 учился в Электротехническом институте Монтефо в Бельгии; по возвращении в Россию в 1908 защитил диплом инженера-технолога с отличием. С 1910 жил в Париже (Франция); в 1911 защитил в Сорбонне докторскую диссертацию «Исследование устойчивости самолета». С 1911—14 преподаватель воздухоплавания в Политехническом институте и офицерской воздухоплавательной школе в СПб.. Главный конструктор авиационного отделения акционерного общества «Дека» (с 1914). Вместе с профессорами С.П. Тимошенко, А.А. Лебедевым, А.П. Фан-дер-Флитом и В.Ф. Найденовым один основателей СПб. авиационной научной школы. Экстраординарный (1914), ординарный (1915) профессор Донского политехнического института в Новочеркасске. В 1916 вошел в состав Технического комитета Управления ВВС Военного министерства. Первый научный руководитель строительства крупнейшего в мире государственного научно-исследовательского, опытно-конструкторского, испытательного и учебного центра около Херсона («Главный аэродром»). В мае 1918 через Архангельск эмигрировал в США. Эксперт Национального комитета по аэронавтике США (1919—21), лектор Массачусетского технологического института и Колумбийского университета. В 1922 по заказу командования вооружённых сил США построил первый военный вертолёт. Член-учредитель Русской академической группы в США (1923). В 1926 организовал фирму «Ботезат Импеллер Компани», занимавшуюся конструированием и производством вентиляторов, которые были установлены на новые американские крейсеры. Занимался бизнесом и продолжал научные исследования по решению дифференциальных уравнений, теории устойчивости вертолетов, математическим анализом мировых экономических процессов и др. В 1936 вместе с инженером Б.В. Сергиевским основал фирму по производству вертолетов «Эйр-скрю Рисерч Синдикат».

Страна кончины: США

Город кончины: Нью-Йорк

Страна захоронения:

Город захоронения:

Кладбище:

Фотография места захоронения:
Дополнительная информация о персоне:

Сочинения: Введение в изучение устойчивости аэроплана. СПб., 1912; Введение в механику. СПб., 1913; Теория плоско-радиального лопастного винта: Новый метод экспериментального определения коэффициентов аэродинамического и гидродинамического сопротивления. Пг., 1917; Étude de la stabilite de l’aeroplane. P., 1911; Theorie generale des regimes de l’aeroplane. P., 1913; Fan Engineering Fundamentals. New York, 1935.

Литература: Авиация и воздухоплавание в России: Сборник документов и материалов. Вып. 4. М., 1971; Соболев Д.А. Научная и авиаконструкторская деятельность Г.А.Ботезата в России и США // Культурное наследие российской эмиграции. 1917—1940. Кн. 1. М.: Наследие, 1994. С. 351—359; Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь / Под общей ред. В.В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 1997. С. 105-107 (авт. Михеев В.Р.); Александров Е.А. Русские в Северной Америке: Биографический словарь. Хэмден, Сан-Франциско, СПб., 2005. С. 73-74; Ульянкина Т.И. «В целях сохранения национальной русской науки» (история Русской академической группы в США) // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. № 1. С. 101; Российское зарубежье во Франции. 1919—2000. Биографический словарь. В 3 т. Т. 1. М.: Наука, Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. С. 199; Transehe N. De The Genuis of Dr. George de Bothezat // American Helicopter. 1957. № 7; Raymond B., Jones J.D. The Russian Diaspora, 1917—1941. Maryland; L., 2000. P. 86-87; Struve N. Soixante-dix ans d’émigration russe (1919—1989). P.: Fayard, 1996. P. 273; Российское научное зарубежье: Материалы для библиографического словаря. Вып. 5 [Пилотный]: Инженерный науки: XIX - первая половина XX в. / авт.-сост. М.Ю. Сорокина. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2011. С. 31-32;

Архивы:

Дополнительные фотографии:

Вертолёт Ботезата (1922) ( Источник )




Документы: