Инженер-радиотехник
10.02.1899 - .0. (29.01.1899-0.00.0)
Страна рождения: Российская империя
Город рождения: Новочеркасск
Биография:
Из семьи смотрителя Новочеркасского духовного училища М.М. Дядькова. С 1909 учился в Донской Новочеркасской гимназии, которую закончил в 1917 с золотой медалью. Тогда же поступил в Варшавский университет в Ростове-на-Дону (университет находился там в эвакуации после начала Первой мировой войны), однако спустя месяц после начала занятий вынужден был прервать обучение из-за болезни (острая форма суставного ревматизма). Летом 1918 поступил в Новочеркасский политехнический институт, на механический факультет. В начале 1919, в связи с подготовкой мобилизации студентов для пополнения Донской армии генерала П.Н. Краснова, не желая попасть на фронт, записался в Донскую флотилию; был отправлен в Таганрог, в дивизион морской тяжелой артиллерии. С 28 февраля 1919 по 16 октября 1919 проходил службу в качестве машиниста II класса на судах 1-го дивизиона «Речных сил Юга России», в т.ч. канонерской лодке «Кубанец», куда был зачислен по его личной просьбе. Участвовал в боевых действиях. В октябре 1919 из Царицына был отправлен домой в отпуск по болезни (брюшной тиф). В декабре 1919, стремясь воссоединиться с экипажем «Кубанца», выехал в Таганрог, затем – в Мариуполь. Не обнаружив там «Кубанец», поступил в качестве машиниста на канонерскую лодку «Страж»; служил там с 18 декабря 1919 по 8 мая 1920. В составе экипажа «Стрижа» прибыл в Керчь; весной 1920 переболел тифом. Переведен во 2-й дивизион сторожевых катеров в качестве моториста (служил там с 8 мая 1920 по 12 ноября 1920). С 12 ноября по 24 декабря 1920 – старший машинист на паровой шхуне «Астрея», участвовал в подготовке судов к эвакуации из Крыма. В ноябре 1920 прибыл в Константинополь. Случайно избежал участи других членов экипажа «Астреи», арестованных французами (по навету бывшего хозяина этой шхуны, представившего русских моряков большевиками, желающими вернуть судно в Советскую Россию); моряки были освобождены спустя 2 недели и распределены по разным судам. Служил машинистом на транспорте «Рион» (30.12.1920 - 26.04.1921), на посыльном судне «Бельбек» (10.05 – 1.06.1921). С 10 июня по 7 августа 1921 – электрик на транспорте «412», принимавшем участие в снабжении русских лагерей, находившихся под патронатом французов (Галлиполи, о. Лемнос). 24 марта 1921 записался в Союз русских студентов в Константинополе, связывал свое будущее с этим городом. Обучался на курсах иностранных языков. Член Союза русских инженеров, техников и технических деятелей в Турции.
Откликнувшись на призыв «Комитета по обеспечению образования русских студентов» (1921, Прага, предс. – А.С. Ломшаков), 25 октября 1921 приехал в Прагу с первой группой студентов из Константинополя; 11 ноября 1921 был зачислен слушателем электротехнического отделения электромеханического факультета Пражского политехникума (Высшее техническое училище в Праге; Vysoká škola strojneho a elektrotechnického inženyrstviv Praze), жил в общежитии «Худобинец» (Chudobinec), затем - на частной квартире. В 1923 – 1925 – член радиосекции электротехнического отделения; с осени 1926 – вольнослушатель физико-математического факультета. Член Союза русских студентов в ЧСР.
Член пражского отделения Корпорации русских инженеров, механиков и техников. В 1934 посетил Германию. Популяризатор науки и техники, в 1930-е выступал с докладами в Русском народном (свободном) университете (семинарий по общим вопросам естествознания; кружок по изучению Первой мировой войны); тематика докладов – «О новейших усовершенствованиях в области радио» (16 января 1932), «Ламповые выпрямители для малых мощностей» (март-апрель 1932), «Радиотелеграфия и радиотелефония» (15 февраля 1939). Член правления Общества инженеров и техников (избран 17 июня 1939). Член Общества друзей «Русского очага».
Один из ведущих специалистов в Чехословакии в области промышленной электроники. Основатель и первый директор (1954-1963) Института теоретической радиотехники Чехословацкой Академии наук (Ústav teoretické radiotechniky, Československá akademie věd (ČSAV)/Institute of Theoretical Radio Engineering of the Czechoslovak Academy of Sciences (CAS); в 1955-2006 – Институт радиотехники и электроники Чехословацкой Академии наук, Ústav radiotechniky a elektroniky, ČSAV/Institute of Radio Engineering and Electronics, CAS; с 2007 – Ústav fotoniky a elektroniky, Akademie věd České republiky (ÚFE AV ČR), v.v.i. (veřejná výzkumná instituce)/Institute of Photonics and Electronics, Academy of Sciences of the Czech Republic).
Скончался на рубеже 1970-х - 1980-х гг. в Праге.
Отец: Михаил Михайлович Дядьков (10.09.1868, с. Урусово Раненбургского уезда Рязанской губ. – не ранее 1916), из семьи священника, коллежский советник (1901), преподаватель библейской истории в Донской духовной семинарии (с декабря 1897), смотритель Новочеркасского духовного училища (с февраля 1902). Окончил Рязанскую духовную семинарию (1888), Московскую духовную академию (магистрант, 1892), кандидат богословия; награды - ордена св. Святослава 3-й (1899) и 2-й (1907) степеней, св. Анны 3-й степени (1902).
Мать: Александра Николаевна Дядькова (урожд. Садовникова; 1873 - ?), из семьи протоиерея, в браке с М.М. Дядьковым с 8 января 1893.
Брат: Александр (16/29.07.1908, Новочеркасск – 26.12.1991, Екатеринбург), инженер-механик. Окончил Ростовский институт инженеров транспорта (1931), кандидат технических наук (1935), доцент (1939). В 1935 – 1956 – заведующий кафедрами «Подвижной состав и энергоснабжение электрических железных дорог» (1936 - 1940), «Электрическая тяга» (с 1946) Томского электромеханического института инженеров транспорта (в 1961 институт переведен в Омск, с 1997 – Омский государственный университет путей сообщения). В 1953 г., в обстановке многочисленных реорганизаций учебного процесса, во многом благодаря его трудам удалось не только сохранить подготовку специалистов по электрической тяге железных дорог, но и создать в этом вузе новый факультет - электрического транспорта. В 1956–1983 работал в Уральском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (с 1999 – Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург) – первый заведующий кафедрой «Электрическая тяга» (1958 – сентябрь 1978), заместитель начальника института по учебной и научной работе. Основное направление исследований А.М. Дядькова - улучшение тяговых и тормозных свойств электровозов. Его разработки и изобретения были внедрены и доказали свою эффективность на ряде железных дорог. Почетный железнодорожник СССР. Награжден орденами «Знак Почета» (1954), Трудового Красного Знамени (1961).
Сестры: Надежда (6.04.1906 - ?), Анна (24.10.1910 - ?).
Жена: Нина Ивановна Дядькова, член Дамского комитета Галлиполийского союза в Праге.