Коваленская
(Kovalenskaya) (Ковалевская)
Нина Григорьевна

Актриса

.0.1889 - .0.1993 (0.00.0-0.00.0)

Страна рождения: Российская империя

Город рождения:

Биография: Театральное образование: 3-хгодичные Имп. Драматич. курсы при Алекс. т-ре (А.Т.) в П-ге (класс С.И. Яковлева) (1906–1909). В год окончания была принята в труппу и дебютировала на сцене А.Т. Одновременно занималась в Студии Вс. Э. Мейерхольда; гл. роли в его спектаклях на сцене А.Т.: Эльвира («Дон Жуан» Мольера, 1910), дон Фернандо («Стойкий принц» П. Кальдерона, 1915), Вера Лиговская («Два брата» М. Ю. Лермонтова, 1915, Литфонд, возобновл. в А.Т. 1916), Варенька («Романтики» Д.С. Мережковского, 1916), Катерина («Гроза» А.Н. Островского, 1916), Лидочка («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, 1917), Нина («Маскарад» Лермонтова, 1917). По выражению критика, «излюбленное чадо мейерхольдовской церкви» К. соответствовала представлению режиссера о героине нового времени. Мастерство в создании возвышенно-утонченных образов, наделенных одновременно ощущением внутренней неудовлетворенности и силы, позволили Мейерхольду использовать эти качества в «Стойком принце», где К. была доверена главная мужская роль. Др. роли: Консуэлла («Тот, кто получает пощечины» Л. Андреева), Юдифь («Уриэль Акоста» К. Гуцкова), Амалия («Разбойники» Ф. Шиллера), Брангена («Шут Тантрис» Э. Хардта), Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Офелия («Гамлет» У. Шекспира, реж. Ю.Э. Озаровский. 1911). Во время Великой войны выезжала с театром на Восточный фронт, в т.ч. со сп. «Король, Закон и Свобода» Л. Андреева (Варшава, май 1915).

После Февр. рев. продолжала выступать на сцене А.Т. в сезоны 1917/18 и 1918/19, несмотря на холод, лишения, уход значительной части труппы (В.Н. Давыдов, Е.Н. Рощина-Инсарова, И.М. Уралов, Ю.М. Юрьев, К.Н. Яковлев и др.). Общим собранием труппы артистов 21 декабря 1917 была избрана кандидатом в Исполн. Комитет Союза артистов А.Т. Спектакли и роли К. в 1918 г.: «Холопы» Н.П. Гнедича, Глафира; «Горе от ума» А.С. Грибоедова (реж. А.И. Долинов), Софья; «Генрих III и его двор» А. Дюма (отца) (реж. Ю.Л. Ракитин), Катерина Клевская. С 1919 в Харькове в антрепризе Н.Н. Синельникова. В харьковском госпитале познакомилась с тяжело раненым белогв. офицером Павловым А.К.; вышла замуж. С приближением красных выехала с мужем в Севастополь (зима 1919/20); родила сына. Эвакуировались сначала в Турцию (Константинополь, Галлиполи), затем в Болгарию и в ЧСР, где К. прожила до 1945, за исключением 2-х театральных сезонов, проведенных в Латвии. Играла на сцене Рижского Театра Русской Драмы (1921–1923), в т.ч. в сп. «Три сестры» А.П. Чехова (Ольга – Л. Гатова, Маша – Е. Рощина-Инсарова, Ирина – Н. Коваленская).

По настоянию мужа вернулась в ЧСР (семья проживала в пражском пригороде Страшницы); рождение дочери Ирины. Открыла в Праге Русскую драматическую студию (1923). Сыграла Катерину в «Грозе» А.Н. Островского (1925). Партнером по сп. был С.Я. Эфрон. Познакомилась с М.И. Цветаевой. Играла в Рус. драм. т-ре в Праге. Вела занятия по театр. иск-ву при Рус. гимназии, выступала с лит. композициями; много работала с молодежью (чтение, постановка сцен рус. классиков и пр.). В оккупац. период в Праге. Режиссер спектаклей, анонсированных Общ-вом друзей «Рус. очага» (Умелецкая беседа, 23 и 25 января 1941): (шутки-водевили в 1-м д.) «Аз и Ферт» П.С. Федорова, «Воздушные замки» Н.И. Хмельницкого, «Дочь русского актера», П. Григорьева. 28 февраля 1941 шла пьеса А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье – лучше». В сп. К. играли: А.Н. Антипов, Л.Д. Белая, В.Т. Васильев, Н.П. Касторский, Г.А. Кельчевский, Н.Г. Комарницкая, В.Н. Коренева, М.М. Милович, Е.Н. Незнамова, И.Л. Новосильцов, А.Д. Попов, А.А. Придорогин, В.С. Седакова и др.; аккомпаниатор А.В. Левицкий. К. режиссировала при подготовке лит. вечера «Женские образы русских классиков», устроенного Рус. реальной гимназией 22 марта 1943. Исполнялись фрагменты оперных, драматических спектаклей и инсценировок: «Евгений Онегин» Чайковского, «Маскарад» Лермонтова, «Горе от ума» Грибоедова, «Гроза» Островского, «Дворянское гнездо» Тургенева, «Обрыв» Гончарова. На сцене рядом с учениками 6-8 классов играли профессиональные артисты. К. выступила в ролях своего дорев. репертуара (Нина, «Маскарад» и Катерина, «Гроза»). В 1944 поставила «Горе от ума» с выпускным классом Рус. гимназии. 3–5 раз в году ставила пьесы Островского, Чехова и др. в арендуемом т-ре, в кот. выступали уч-ки ее бывш. студии и актеры-любители. Принимала участие в проведении Дней рус. культуры, в частности в диспуте «Суд над Верой Мирцевой» (героиня пьесы Л.Н. Урванцова) и пр. «Режиссировала» на Вечере оперных сцен («Жизнь за царя» Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского) в Мещанской беседе (21 марта 1944).

В апреле 1945 незадолго до окончания Второй мировой войны с семьей спешно покинула Прагу. В американской зоне оккупации, в Мюнхене (1945–1951). Приняла участие в создании любительской группы актеров, вместе с которой разъезжала по лагерям беженцев (преимущественно америк. зоны) с постановками классич. рус. пьес. Участвовала в чтецких программах на вечерах беженцев; на празднике Рус. культуры при Мюнхенском ун-те читала «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина. По свидетельству дочери, до 60 лет сохранила мелодичный тембр голоса. Переехала в США (1951). Проживала в гг. Нью-Йорк, Лос-Анжелес. Работала на радио в Сан-Франциско. Умерла в Лос-Анджелесе. Завещала похоронить ее в Петербурге рядом с мастерами А.Т. После получения разрешения мэра Петербурга Собчака А.А., урна с прахом К. была захоронена на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге (сентябрь 1995).

Муж: Павлов Александр Константинович (не ранее 1890–после 1923), капит. Дроздовского стрелкового полка, пулеметчик.

Сын: Павлов (?) (1920–не ранее середины 1920-х).

Дочь: Павлова-Каутская Ирина Александровна (ок. 1924, ЧСР–не ранее сентября 1995).

Брат: Коваленский Мих. Григорьевич (?–8 апреля 1977, Лос-Анжелес), капитан, первопроходник. Сестра: Екатерина.

Страна кончины: США

Город кончины: Лос-Анджелес

Страна захоронения: Россия

Город захоронения: Санкт-Петербург

Кладбище: Волково кладбище

Фотография места захоронения:
Дополнительная информация о персоне:

Сочинения:

Литература: Алексеева Е. Актриса Александринского театра Нина Коваленская // Русская мысль. 23-29 ноября 1995. №4102. С. 14–15. Альтшуллер А.Я. Судьба актрисы, или Отторгнутая властью // вырезка из неуст. изд. См.: ДРЗ ф. 65–1–5. Л. 12; Аполлон. 1910, № 6; Берестовская Евг. «Муромцы» // Русская мысль. 15 января 1970; Бирюч Петроградских государственных театров. Под ред. А.С. Полякова. 1918, № 4. С .6, 12, 17; Гатова Л. Чеховские пьесы и МХАТ // Новое русское слово. Нью-Йорк, 22 июля 1979; Жирмунский. «Любовь к трем апельсинам». 1916, кн. 1. С. 74; Неизданные письма Марины Цветаевой / Предисл. Струве. Париж: YMCA-Press; Соловьев В. Рец. на пост. «Маскарада» в А.Т. // Аполлон. 1917, №2–3. С. 76; Театральное искусство. 1918, 13 октября № 32-35. С. 302; Ю.С. [Рец. на сп. «Два брата»] // Аполлон, 1915, вып. 2;

Некр.: Русская мысль. Париж, 1995, 23–29 ноября, № 4102; Незабытые могилы: Российское зарубежье: некрологи 1917-1999: В 6 т. Т. 3. И – К / Рос. гос. б-ка; Сост. В.Н. Чуваков; Под ред. Е.В. Макаревич. М., 2001. С. 343;

Архивы: ГАРФ. Ф. 5759–1–113. Л. 220; ГЦТМ. Ф. 486–1–1898. Л.2; Ф. 486–1–1899. Л. 3 об.; Ф. 486–1–1903. Л.3; ДРЗ. Ф. 65 (Коваленская Н.Г.)

Дополнительные фотографии:




Документы: