Григорашвили
(Грегор; Gregor)
Михаил Леонтьевич

авиаконструктор

6.02.1888 - .0.1953 (25.01.1888-0.00.0)

Страна рождения: Российская империя

Город рождения: Дербент

Биография: Из семьи учителя городского училища. Окончил гимназию (1906), Институт инженеров путей сообщения в СПб. Один из организаторов студенческого воздухоплавательного кружка, редактор ж. «Аэромобиль». Участвовал в организации в 1908 Имп. Всероссийского аэроклуба, где вместе с другими в 1910 построил самолет «Россия-Б» — первый отечественный серийный моноплан. В 1911 направлен аэроклубом во Францию в летную школу Пишофа, где стал одним из первых российских летчиков. По возвращении в Россию инструктор в летной школе. Принимал активное участие в организации аэродинамической лаборатории Института инженеров путей сообщения. В начале 1913 первым из студентов института защитил диплом по авиационной специальности. В годы Первой мировой войны инженер на самолетостроительном заводе Щетинина. С лета 1915 главный конструктор фабрики «Мельцер», выпускавшей воздушные винты. После 1917 некоторое время сотрудничал с новой властью, но вскоре покинул Пг. Жил в Тифлисе, инженер по строительству и эксплуатации дорог в Министерстве путей сообщения Грузии. В 1920 эмигрировал в США. В 1921 конструктор на авиационном заводе «Гэллендет Эйркрафт» (Род-Айленд), затем в одном из центров американской авиации Дейтон (шт. Огайо) на предприятии «Дейтон-Райт». С 1923 конструктор крупнейшей в США авиационной фирмы «Кертис-Райт» (шт. Нью-Йорк). Гражданин США (1926). С 1928 главный конструктор и один из основателей авиационной фирмы «Бед Эйркрафт», где создал ряд удачных многоцелевых коммерческих самолетов. В 1932—34 зам. главного конструктора на фирме «Северский Эйркрафт» А.Н. Прокофьева-Северского. В 1934 основал на Лонг-Айленде собственную фирму «Грегор Эйркрафт». С 1936 работал в Форт-Уильям (пров. Онтарио, Канада) для фирмы «Кар энд Фаундри», став одним из основателей канадской авиационной промышленности. В начале Второй мировой войны главный конструктор фирмы «Данбар Мэньюфекчуринг» (шт. Индиана, США). В 1944 по приглашению М.М. Струкова зам. главного конструктора фирмы «Чейз Эйркрафт», построившей ряд удачных десантно-транспортных планеров и самолетов, послуживших основой для разработки в США концепции десантно-штурмовой авиации.

Страна кончины: США

Город кончины: Трентон, шт. Нью-Джерси

Страна захоронения:

Город захоронения:

Кладбище:

Фотография места захоронения:
Дополнительная информация о персоне:

Сочинения:

Литература: Лит.: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь / Под общей ред. В.В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 1997. С. 195—197 (авт. В.Михеев); Михеев В.Р. Михаил Леонтьевич Григорашвили. 1888—1953. М., 2005; Александров Е.А. Русские в Северной Америке: Биографический словарь. Хэмден, Сан-Франциско, СПб., 2005. С. 152; Российское зарубежье во Франции. 1919—2000. Биографический словарь. В 3 т. Т. 1. М.: Наука, Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. С. 422; Taylor H.A., Molson K.M. Canadian Aircraft Since 1909. L., 1982; Levis P. Canadian Car & Foundry Gregor FDB—1 // Air Pictorial. 1972. № 12; Raymond B., Jones J.D. The Russian Diaspora, 1917—1941. Maryland; L., 2000. P. 114; Российское научное зарубежье: Материалы для библиографического словаря. Вып. 5 [Пилотный]: Инженерный науки: XIX - первая половина XX в. / авт.-сост. М.Ю. Сорокина. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2011. С. 64-65;

Архивы: Арх.: Национальный аэрокосмический музей Смитсониевского института (Вашингтон, США).

Дополнительные фотографии:




Документы: