Ломоносов
(Lomonosov, Lomonossoff)
Юрий Владимирович

инженер-железнодорожник

5.05.1876 - 19.11.1952 (23.04.1876-6.11.1952)

Страна рождения: Российская империя

Город рождения: Гжатск, Смоленская губ.

Биография: Из дворянской семьи. Окончил 1-й московский кадетский корпус (1887—93), СПб. Институт инженеров путей сообщения (1893—98). С 1899 преподавал в Варшавском политехническом институте (курс по теории и управлению локомотивами). Инспектор государственных и частных железных дорог. Ординарный профессор Киевского политехнического института; в 1902 руководил группой по реконструкции КВЖД. В апреле 1905 защитил докторскую диссертацию по динамике локомотивов. В 1905—06 член Военно-технической организации ЦК РСДРП. В 1908 создал первое научно-исследовательское учреждение — Контору опытов над типами паровозов, преобразованную после 1917 в Экспериментальный институт путей сообщения (позднее Научно-технический комитет). Создал новое направление в науке — теорию тяги тепловозов, разработал научные основы эксплуатации железных дорог. Член инженерного совета Министерства путей сообщения. В апреле 1917 командирован Временным правительством в составе посольства Б.А. Бахметева в США, где до 1919 заведовал работой миссии путей сообщения. После возвращения в Россию в 1920 уполномоченный Совета народных комиссаров по железнодорожным заказам за границей. С 1924 жил в Берлине (Германия), занимался закупкой паровозов для Советской России. В 1927 отказался вернуться в Москву, опасаясь недоброжелателей. Жил в Италии (1927), Англии (1927—29), США (1929—30). С 1930 жил в Кембридже (Великобритания). Гражданин Великобритании (1938). Член Института инженеров-механиков, Британской ассоциации для развития науки, Королевского института международных дел и др. Последние годы жизни провел в Канаде.

Отец: Владимир Григорьевич, мировой судья. Мать: Мария Федоровна (ур. Пегелау). Жена: в 1-м браке: Софья Александровна (ур. Антонович); во 2-м — Раиса Николаевна (ур. Розен; 1888—1973). Сын: Юрий (р. 1908).

Страна кончины: Канада

Город кончины: Монреаль

Страна захоронения:

Город захоронения:

Кладбище:

Фотография места захоронения:
Дополнительная информация о персоне:

Сочинения: Соч.: Современные задачи пассажирского движения на русской сети с точки зрения паровозной службы. Киев, 1904; Точный вывод уравнения движения поезда. Киев, 1905; Сравнительное исследование товарных паровозов большой мощности. Ч. 1—3. Одесса, 1910—1916; К исследованию паровозных перегревателей. Киев, 1911 (с Чечоттом А.О.); Научные проблемы эксплуатации железных дорог. Берлин, 1922.

Восп.: Воспоминания о мартовской революции 1917 г. Стокгольм; Берлин, 1921; В Народном комиссариате путей сообщения, ноябрь 1919 — январь 1920 / Публ., предисл. Х.Э. Эплина // Минувшее. Т. 10.

Соч.: Наивыгоднейший состав товарных поездов. Киев. 1904; Современные задачи пассажирского движения на русской сети с точки зрения паровозной службы. Киев, 1904; Наблюдения над степенью сухости пара в регулярной трубе паровоза нормального типа. Киев, 1905; Точный вывод уравнения движения поезда. Киев, 1905; Опытное исследование товарных восьмиколесных паровозов компаунд нормального типа, произведенное в 1898—1900 гг. на Харьково-Николаевской ж.д. Киев, 1907; Сравнительное исследование товарных паровозов большой мощности. Ч. 1-3. Одесса, 1910—1916; К исследованию паровозных перегревателей. Киев, 1911 (с А.О. Чечоттом); Научные проблемы эксплуатации железных дорог. Одесса, 1912; Опыты над типами паровозов: Памятная книжка. СПб., 1914; Цель опытов и их метод. СПб., 1914; Тяговые расчеты. Берлин, 1922; Технические перспективы железнодорожного транспорта в ближайшее время. М., 1924; Проекты тепловозов, разработанные в 1921—1925 гг. в Германии для СССР. Берлин, 1926.

Литература: Лит.: Норман Э.А. Тепловоз профессора Ю.В. Ломоносова — первенец советского и мирового тепловозостроения // Вопросы истории естествознания и техники. 1985. № 4; Письма Марины Цветаевой к Р.Н. Ломоносовой (1928—1931) / Публ. Р. Дэвиса, подг. текста Л. Шоррокс // Минувшее. Т. 8; «Неоценимый подарок»: Переписка Пастернаков и Ломоносовых (1925—1970) / Публ. К. Барнза и Р. Дэвиса, подг. текста П. Бутчер, Р. Дэвиса и Л. Шоррокс // Там же. Т. 15; Генис, 2009; Сенин А.С. Министерство путей сообщения в 1917 году. М.: Либроком, 2009; Генис В.Л. «Генерал от паровозов» // Политический журнал. 2004. № 36 (39); Reed B. Lomonossoff. A Diesel Traction Pioneer // Railroad History. Boston, 1973. Vol. 128. P. 35—49; Heywood A. Engineer of Revolutionary Russia: Iurii V. Lomonosov (1876—1952) and the Railways. Farnham, 2011;

Некр.: Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917—1997: В 6 т. Т. 4 / Сост. В.Н. Чуваков. М.: Пашков Дом, 1999—2007. С. 210;

Архивы: Арх.: Русский архив при университете Лидса, Великобритания (личный фонд).

Дополнительные фотографии:




Документы: